«Дом — восклицательный знак» — новый жилой комплекс «Я — Маяковский» и конструктивизм в архитектурном стиле Новосибирска

«Дом — восклицательный знак» — новый жилой комплекс «Я — Маяковский» и конструктивизм в архитектурном стиле Новосибирска

20 Мая 2021
«Дом — восклицательный знак» — новый жилой комплекс «Я — Маяковский» и конструктивизм в архитектурном стиле Новосибирска

Группа компаний «Стрижи» весной приступила к строительству на улице Тульской в Кировском районе жилого комплекса «Я — Маяковский». Это уже второй проект застройщика на левом берегу. Первым является ЖК «Булгаков» на улице Котовского.

Как пояснили в пресс-службе «Стрижей», новый дом «Я — Маяковский» стал продолжением «литераторского» концепта в архитектуре левобережного Новосибирска. Проект выполнен в стиле «фантазийный конструктивизм». Под этим понятием «Стрижи» понимают переосмысленный в новых реалиях конструктивизм, воплощенный в современных материалах и пропорциях.

«Континент Сибирь» пообщался с директором новосибирской ГК «Стрижи» ИГОРЕМ БЕЛОКОБЫЛЬСКИМ, который рассказал об особенностях архитектурных решений, использованных при строительстве нового жилого комплекса «Я — Маяковский».

— Игорь Юрьевич, на ваш взгляд, можно ли считать конструктивизм знаковым стилем для Новосибирска?

— Новосибирск — достаточно уникальный город, и его молодость сопряжена с таким очень коротким по времени, но очень ярким архитектурным явлением, как конструктивизм. Новосибирску в этом плане повезло, потому что в городе комплексно сохранилось достаточно большое количество объектов в этом стиле. Сам по себе конструктивизм с архитектурной арены исчез очень быстро — в советское время он был подвергнут остракизму за излишний формализм и излишнее стремление к упрощению. Но этот мимолетный период оказался очень плотным — тогда конструктивизм был востребован и совпал с активностью огромного количества людей, которые обладали достаточно серьезным образованием, интеллектом и творческим потенциалом, верили в идеалы коммунизма и были пламенными пропагандистами всего, что связано с обновлением. Яркими представителями этого движения были в том числе Владимир Маяковский и Александр Родченко. Это были люди творящие, восхищенные новым миром. Формально Маяковского нельзя относить к конструктивистам, но он находился в идейном ареале этого движения. Он и Родченко были предельно концептуальны в подаче информации. Плакатная графика, пропаганда, родоначальниками которой они являлись, в принципе, считается канонической с точки зрения трансляции рекламного материала даже сейчас. Можно по-разному относиться к советскому периоду в истории, но то, как Маяковский и Родченко относились к своим идеалам, заслуживает уважения.

— Как, на ваш взгляд, принципы конструктивизма могут быть адаптированы в реалиях XXI века?

— Главный принцип конструктивизма — простота и функциональность. Этот подход сейчас, ровно через сто лет, снова становится востребованным. Мир начинает уставать от решений, перегруженных псевдосмыслами, псевдофункциями. Мир стремится к простоте и функциональности. Абсолютно во всех сегментах потребления происходит деноминирование решений, которые продиктованы демонстрацией богатства, китча, роскоши. Мир снова начинает испытывать симпатию к функциональности, и в этом смысле конструктивизм очень даже может подойти. Более того, архитектор, который спроектировал ЖК «Я — Маяковский» — Артур Лотарев, — является поклонником и советского конструктивизма, и Баухауса, который являлся его германской параллелью. Лотареву было очень легко воплотить этот стиль в современных решениях, поскольку в конструктивизме есть громадный технологический потенциал, который в начале XX века реализовать могли минимальным образом. Сейчас же возможности высотного строительства, используемых материалов гораздо выше, и конструктивизм может быть не просто функциональным, но и элегантным. Отцы-основатели конструктивизма очень много времени, сил и внимания уделили тому, чтобы представить, как человеку существовать в этих пространствах, и сделать пространство максимально функциональным. При этом они много экспериментировали именно с функциями, поэтому творческий потенциал был заложен достаточно большой. Именно поэтому ЖК «Я — Маяковский» — это уже четвертый концептуальный объект для нас после жилых комплексов «Эволюция», «Онега» и «Булгаков».

— Насколько сегодня актуальна концепция рациональности и эргономичности пространства?

— Концепция эта сегодня безумно актуальна. Сейчас рынок столкнулся с тем, что потребители жилья молодеют как класс. Потребителями жилья становятся люди современного способа мышления (их еще называют миллениалы). И этот класс потребителей любит задавать вопрос «Зачем?». И любит на этот вопрос получать конкретные, а не размытые ответы. Если обратить внимание, сейчас заметно уменьшаются площади помещений без потери функционала, а может, даже и с его приобретением. На сей момент участников рынка окружает огромное количество производителей мебели, декора и прочих материалов, предлагающих достаточно практичные, конструктивные решения. Адаптировать пространство комнаты в 15–20 кв. м сейчас можно гораздо эффективнее, чем в советское время пространство в 25–30 кв. м. Люди готовы вкладывать деньги в свое пространство, но они не готовы переплачивать за бестолковость. То стремление к показной псевдороскоши и показному увлечению ненужными вещами, которое было характерно в конце 90-х — начале 2000-х годов, уходит. Причем уходит в никуда. Мир вступает в эру рационализма, при этом лаконичность должна нести на себе очень серьезную эмоциональную нагрузку, но это не должно быть безвкусицей, как было раньше. Такие сейчас тренды — достаточно парадоксальные, но они зримо реализуются в современном обществе.

— Четыре лифта, квадратные периметры комнат, двухвекторные МОПы — какова пропорция эстетики и функции в этих решениях?

— Все перечисленное, безусловно, несет в себе достоинства, доступные в нынешнем веке. Если в здании в 22 этажа будет два, а не четыре лифта, то люди прежде всего будут вынуждены дольше ждать кабину на своем этаже. Причем ожидание может быть и небольшим по времени — 3–5 минут, но серьезным с точки зрения нагрузки на психику. Четыре лифта — эта та продуманная опция, которая экономит время и сохраняет позитивное настроение. То же самое и про двухвекторное пространство. Задача — видеть коридоры не как в общежитии или отеле — галерею с рядом дверей, а пространство компактное, личное, в котором чувствуется уют. Такой «пробник» уюта самой квартиры, его увертюра. «Я — Маяковский» — это один из комплексов, где нам удалось сделать пространство всех комнат квадратным. Квадрат — самый удобный контур для расстановки мебели. Это тот комплекс, где за счет фасадных решений удалось и внутренние решения почти все сделать квадратными, потому что квадрат, даже будучи одинаковой площади с прямоугольником, дает гораздо большие функциональные возможности, нежели прямоугольник.

— Почему «Я — Маяковский» и улица Тульская?

— Здесь сошлось очень много смыслов. Первый — это то, что на левом берегу Новосибирска уже имеется один из «писательских» объектов ГК «Стрижи» — ЖК «Булгаков». Он расположен в очень компактной и при этом хорошо сохранившейся застройке вокруг сада Кирова, где сформировался кластер исторической архитектуры 1930–50-х. Идея состояла в том, чтобы поддержать эту архитектуру и при этом немного выделиться. Здание получилось более нарядное, нежели окружающие, но при этом оно их не задавливает, не уничтожает, а очень хорошо вписывается в окружение. Поскольку одним из символов 30-х годов был Михаил Булгаков, очень уместно было так и назвать жилой комплекс, а также продолжить литературную традицию Маяковским. Сами жители левобережья с огромным энтузиазмом и искренностью восприняли эту литературную тематику. Поэтому совершенно очевидно, что второй объект на левом берегу тоже был назван в честь писателя. Вокруг ЖК «Я — Маяковский» располагается территория, которая была достаточно урбанизирована в советское время, и сейчас подошло время для вторичной урбанизации — эти территории будут развиваться, а само здание там будет доминировать, как доминировал над окружающей действительностью сам Владимир Маяковский. Левобережье исторически является индустриальным местом, и это хорошо. Никто так романтично не подчеркивал значимость индустриализации, как Маяковский в своих произведениях. А у левобережья таким образом появляется некоторая культурная ось — Булгаков, Маяковский — ось, которая, возможно, будет и еще продолжена. Но названия «Булгаков» и «Маяковский» были буквально продиктованы окружающей обстановкой, поэтому это очень естественно родившиеся имена. Сам ЖК «Я — Маяковский» объединил два аспекта: рациональность, которая продиктована потребностями XXI века, и творческое вдохновение, желание создать эмоцию бодрости, сил, радости и обновления. Эти две вроде бы внешне противоположные истории и попытались воплотить в новом жилом комплексе. И уже первые несколько дней работы на рынке показали, что ЖК «Я — Маяковский» оценили, он востребован жителями.

© ksonline.ru